Достигнутые результаты фазы IV.

 

1.    Проект нацелен на создание устойчивой системы управления водопользованием на подкомандных территориях в одной из зон ЦАР, столкнувшейся с проблемами социального характера, а именно Ферганской долины. Внедрение принципов ИУВР позволило повысить продуктивность орошаемого земледелия в среднем на 20-25 %, а также оптимизировать практику водопользования. В результате, согласно данным 2008-2009 г. по фермерским хозяйствам-индикаторам средняя чистая прибыль с комплексного гектара увеличилась до 480 $/гa в Узбекистане (на уровне 2001 г. среднестатистический показатель в республике составлял порядка 245 $/гa) и до 560 и 760 $/гa в Таджикистане и Кыргызстане, соответственно. Расчетами (модель финансово – экономического благосостояния водохозяйственных организаций для Узбекистана) показана возможность повышения чистой прибыли с комплексного гектара до 600 $/га.

Исходя из ориентировочной оценки численности населения в пилотной зоне проекта 390-395 тыс. человек или 56 тысяч семей (при средней семье в 7 человек) и чистой прибыли с комплексного гектара принятой условно на уровне 400 $/га, чистая прибыль на семью составит порядка 824 $/год или 2,3 $/день. При более высокой чистой прибыли, имеющейся в других республиках, чистая прибыль на семью соответственно выше.

a)     Касательно выполняемой фазы проекта

  • Среди лиц, принимающих решение на высшем уровне, повышается понимание необходимости внедрения принципов ИУВР. Это явилось следствием, среди прочих, опыта, результатов и идей, полученных в результате выполнения проекта. Некоторые соответствующие примеры приведены ниже.

  • Имеется свидетельство того, что проект оказался эффективным при содействии в пересмотре Закона о воде и водопользовании Узбекистана. Измененный закон был принят в конце 2009г. Как следствие, в Узбекистане была осуществлена оптимизация фермерских хозяйств, направленная на их укрупнение, и реорганизация АВП в соответствии с принципами гидрографизации. Таким образом, управление водными ресурсами на уровне каналов третьего порядка стало регулируемым. Проект отслеживал приемлемость введения и действенность подзаконных актов, создаваемых  для практической реализации Закона о воде и водопользовании.

  • Так как Таджикистан полностью готов разработать свою собственную Стратегию по передаче полномочий по управлению оросительными системами (ПУОС) на период с 2010 по 2015 гг., то опыт и знания, полученные в ходе реализации проекта, в том числе полученные от других проектов и доноров в Таджикистане (например, WinRock/USAID и т.д.), активно применялись и поддерживалось правительством Таджикистана. Предложения проекта по подходам к созданию организаций ИУВР на уровне АВП и более высокого уровня управления (напр., УК и т.д.) были включены в рабочую документацию.

  • Властные структуры в каждой стране признали необходимость общественного участия и гидрографического управления водными ресурсами. В ходе предыдущих фаз были созданы и официально зарегистрированы новые институциональные структуры (АВП, СВК, СВС, УК и УС), а также ВКК на основе договора о совместном руководстве Управлениями магистральных каналов. В ходе 4 фазы проекта были 1) завершены работы по гидрографизации на уровне магистральных каналов и АВП, 2) пролонгированы договора о совместном руководстве, 3) заключены договора между АВП и УЮФМК на водопоставку, между АВП и УИС - о разделении функций по эксплуатации и поддержанию межассациационных каналов, между АВП и ОГМЭ - на оказание мелиоративных услуг (Узбекистан).

  • Специалисты на различных административных уровнях приобрели не только теоретические знания по методам, но также знания по применению методов и инструментов, разработанных в рамках данного проекта.

  • Фермеры и водопользователи начинают воспринимать АВП как орган управления, связанный с объективных распределением воды и эффективными использованием воды.

 

 

Однако также выявляются трудности при реализации программы внедрения ИУВР. Несмотря на то, что ИУВР и его практическая реализация получили широкое признание не только со стороны правительств стран ЦА (кроме Туркменистана), но также и крупных доноров (МБ, АБР, ЕБРР и т.д.), было невероятно сложно добиться координированных действий всех доноров, направленных на масштабное внедрение принципов ИУВР. Это имело место вследствие существующей системы проведения тендера на проекты, при котором философия и направление работы решается практически исходя из понимания ИУВР приглашенными внешними консультантами (ЮСАИД, ЕС). В результате ИУВР в форме социально-технического подхода, осуществляемого на практике в рамках проекта, получило широкое применение за пределами проектной зоны только в Узбекистане (на территории свыше 300 тыс. га) в рамках проектов RESP 2 и WAREMASP, в которых организационное управление осуществляется при софинансировании со стороны SDC. Другие проекты ИУВР в Узбекистане и Казахстане, такие как финансируемые ПРООН, выполняются в основном по принципу сверху-вниз и концентрируют свою деятельность главным образом на бассейнах национальных рек.   

 

  б)  Конкретные задачи проекта (A, B и C), поставленные на 4 фазу, были решены, а также были получены соответствующие выходы в форме 10 основных результатов. Однако, в целом:

-  Финансовая устойчивость СВК и АВП повысилась, но все еще остается низкой;

-  Не полностью установлена взаимосвязь между АВП и УСФМК в отношении водораспределения. Кроме того последствия процесса оптимизации фермерских хозяйств явились причиной некоторых расхождений касательно границ организаций. Процесс корректировки все еще продолжается (что также приведет к сокращению числа АВП);

-  Пока официально не создана объединенная комиссия по ТМР Ходжабакиргансай и Шахимардансай. Первоначальные институциональные мероприятия, инициированные проектом, должны далее развиваться.  

-  В полной мере осуществлялось продвижение и согласование общего видения относительно подхода по созданию организаций ИУВР среди действующих донорских проектов по управлению водными ресурсами на местах. Однако общее видение и подходы создания организаций ИУВР еще не полностью согласованы с действующими донорами в регионе.

 

в) В качестве примера эффективности проекта может служить оценка использования высвобожденной на ЮФК воды для повышения водообеспеченности в соседней зоне БФК.

Хорошо известно, что в последние годы Учкурганская ГЭС работает в энергетическом режиме, что привело к почти полному прекращению водоподачи в её нижний бьеф в ночное время в вегетационный период и, как следствие, к проблемам забора воды в головное сооружение БФК. Благодаря более эффективному управлению спросом на воду, внедренному  в рамках проекта, еждегодно обеспечивалось  высвобождение в вегетационный период в среднем 70 млн.м3  воды и транзитная водоподача её в систему БФК для обеспечения соответствующей водообеспеченности сельхозкультур в этой зоне. С учетом потерь при доставке общий объем воды, доводимой до АВП зоны БФК в объёме составляет ориентировочно 56 млн.м3, что позволило местным фермерам-водопользователям ежегодно дополнительно получать как минимум 2 млн.$./год чистой прибыли от сельхозпроизводства (на основе исходных данных прибыльности сельхозпроизводства в проектной зоне на начальном этапе). При этом, в многоводный 2010 год более 200 млн. м3 воды было направлено транзитом  из ЮФМК в р. Сырдарья для повышения общей водообеспеченности на нижних участках реки.

 

Все виды деятельности, проводимые в рамках проекта, направлены на достижение более устойчивого водообеспечения и более высоких показателей продуктивности и прибыльонсти по орошаемым территориям. Например, даже в засушливый 2008 год, проблема дефицита воды была преодолена за счет эффективного управления водными ресурсами,  в то время как в многоводный 2010 год водоподача на единицу площади не превысила исходного уровня за 2004г.

Статус АВП, а также доверие водопользователей к АВП стабильно повышаются. Об этом свидетельствует такой факт, как согласие фермеров на повышение тарифов на услуги АВП с 9.01 $/га в 2009г. до 13.8 $/гa в 2010г. (т.е. повышение на 53 %).

                                                                               

2.     В течение выполнения нынешней фазы проекта число женщин-фермеров, принимающих активное участие в работе проекта, возросло. Имеются женщины, занимающие должность директора АВП, лидеры ГВП, а также те, кто стал членом СВК. Например, если в 2008 году только 9,1 % сотрудников АВП составляли женщины, то этот показатель увеличился до 12 % в 2009 году. Кроме того, в 2008 и 2009 годы из 9000 участников семинаров-тренингов 670 человек были женщины.  

 

 
Вступительная фаза
Цели и задачи
Ожидаемые результаты
Достигнутые результаты
Вторая фаза
Цели и задачи
Ожидаемые результаты
Достигнутые результаты
Третья фаза
Цели и задачи
Ожидаемые результаты
Достигнутые результаты
Четвертая фаза
Цели и задачи
Ожидаемые результаты
Достигнутые результаты
Пятая фаза (промежуточная)
Цели и задачи
Ожидаемые результаты
Достигнутые результаты