Достигнутые результаты фазы II.

В качестве первого результата - была разработана и представлена республиканским водохозяйственным ведомствам концептуальная основа ИУВР, учитывающая гидрографические границы, участие всех заинтересованных сторон и принципы демократического управления. Концепция ИУВР была одобрена и согласована водохозяйственными ведомствами в Узбекистане, Кыргызстане и Таджикистане 16 мая 2003 года. Подробное изложение концепции представлено в разделе 1 настоящего отчета.

В качестве второго результата - разработан всесторонний подход к социальной мобилизации (разъяснению принципов ИУВР) - подготовлена обучающая программа для социальной мобилизации и организационного развития на уровне АВП и канала. Систематические учебные семинары и социологические опросы, организованные проектом обеспечивают новые возможности для  вовлечения широких масс в реформу водохозяйственного сектора в Ферганской долине. Усилиями проекта созданы новые ассоциации водопользователей (АВП «Акбарабад» по Южно Ферганскому Каналу в Узбекистане, АВП «Керме-Тоо-Акбурсай» на Араван-Акбуринском канале в Кыргызской Республике и АВП «Оби-Зеравшан» на Канале Ходжабикирган в Таджикистане).

Вновь созданные АВП были зарегистрированы в соотвествие с законодательством, и Правления этих АВП подписали соглашения о совместном управлении с соответствующими полномочиями в начале 2003 года. Кроме того, по просьбе МСВХ Таджикистана и Узбекистана проект организовал ряд внеплановых обучающих семинаров для районного звена по теме: "Как создать АВП посредством Социальной Мобилизации”.

В качестве третьего результата (организационное развитие) - был создан филиал тренингового центра МКВК в городе Ош. Штат центра прошел необходимое обучение, составлена программа работы. Начиная с июля 2002 года, в филиале ежемесячно проводятся плановые (по проекту) и внеплановые учебные семинары для работников водохозяйственных организаций, а также для вопользователей и НПО из Ферганской долины. При этом уделяется большое внимание широкому распространению идеологии ИУВР. Была разработана и создана коммуникационная сеть на основе электронной почты между всеми ключевыми участниками проекта (НИЦ МКВК – республиканские ведомства – областные водохозяйственные организации, пилотные каналы и АВП). Проект создал Информационную Систему (включающую Базу данных, систему математических моделей и ГИС), действующую в режиме реального времени, которая является мощным инструментом для планирования, оперативного анализа и усовершенствования процесса вододеления и реального распределения воды.

В качестве четвертого результата - определены, обсуждены и согласованы между партнерами проекта и другими заинтересованными сторонами альтернативные организационные структуры управления водой для уровней АВП и канала. На основе этих согласований водохозяйственные ведомства Узбекистана, Таджикистана и Кыргызской Республики создали новые подразделения - Управления Каналами - по Араван-Акбуринскому каналу в Кыргызской Республике, Ходжабакирганскому каналу в Таджикистане и Южно-Ферганскому в Узбекистане. В декабре 2003 года были проведены учредительные собрания, где были сформированы Водные Комитеты для каждого из трех  пилотных каналов (ВКК). Практическая полезность работы ВКК существенно ощутилась в 2004 году.

В ходе дальнейших работ по организационным реформам еще предстоит определить необходимость функционирования промежуточных органов – ряда бассейновых управлений и областных управлений водного хозяйства. Сделаны первые шаги в направлении налаживания порядка планирования, учета и отчетности, контроля использования воды на каждом уровне новой водохозяйственной иерархии. Действенным фактором при переходе к ИУВР является участие в процессе управления представителей общественности, что также должно быть закреплено юридически. Предполагается, что происходить это будет на всех ступеньках водохозяйственной иерархии – посредством создания Водных Комитетов (или Союза водопользователей). От общественности зависят и многие технические аспекты. Это непростая задача – обеспечить гарантированное и справедливое распределение воды по всей системе водоподачи. Если подавать воду в обоснованном объёме, с соблюдением нужного качества и в необходимые сроки, тогда можно ожидать повышения продуктивности водных и земельных ресурсов. Сами водопользователи должны участвовать в уточнении подвешенных площадей к каждому каналу, оценке их потребности в воде и учёте имеющихся дополнительных источников воды (подземных, возвратных). В их функции входит также корректировка водопользования в зависимости от погодных и хозяйственных условий, поддержание порядка водооборота, водоподачи и водораспределения, совершенствование гидрометрии и учёт воды во всех звеньях водохозяйственной системы. Для разрешения возникающих вопросов необходимо создание консультативных служб, содействующих водопользователям при внедрении ими новых технологий, передовых методов производства, планировании и решении вопросов вододеления. Проект разработал и передал для использования на практике «Типовое Положение о Водном Комитете канала», а также рекомендации по применению этих положений для каждого из трех пилотных каналов.

В качестве пятого результата - объективно осознавая, что существующая законодательная база государств региона и не может стать поддержкой необходимых преобразований в водном секторе, проект подготовил и передал для всех водохозяйственных органов стран региона рекомендации по пакету требуемых изменений. Именно законы должны определить роль и ответственность правительства, водохозяйственных организаций и водопользователей в отношении использования, сохранения и развития водных ресурсов. Назрела необходимость чёткого определения в законодательстве социальной, экономической и экологической ценности воды, права на воду, роли ассоциаций водопользователей, правил координации между секторами. Так, например, есть потребность регламентировать связи водохозяйственных органов с органами охраны природы, сельским хозяйством, местными органами власти. Финансовый механизм в водном секторе также должен получить четкую юридическую регламентацию. Проект уделил огромное внимание аспектам разрешения споров на уровне АВП и каналов – проведены социологические опросы и подготовлены рекомендации, на основе которых проект организовал ряд семинаров на местах.

В качестве шестого результата - проектом осуществляется техническая помощь по проверке и дополнительному оснащению водомерных устройств на пилотных каналах, и проделана огромная работа по введению водоизмеряющей системы внутри пилотных АВП. Это позволило наладить должный учет воды вдоль пилотных каналов и в пределах АВП, что сделал процесс водораспределения более прозрачным. Водомерные устройства, главным образом, были изготовлены и аттестованы в Региональном Метрологическом Центре МКВК в Бишкеке при участии САНИИРИ. Проект начал управление процессом водоподачи в реальном времени по пилотным каналам и в рамках пилотных АВП в форме запланированного графика водораспределения и его мониторинга во время периода вегетации на основе заявок водопользователей с учетом климатических условий. Это - первый шаг к равноправному и справедливому водораспределению, и в то же самое время попытка уменьшить непродуктивные потери воды. Подробнее результаты этих работ изложены в разделах 2 и 3 настоящего отчета.

В качестве седьмого результата - паспортизация демонстрационных полей в пределах пилотных хозяйств позволила создать инструмент для фермеров по анализу их резерва и потенциала по увеличению продуктивности земли и воды. Проходит тестирование в реальном режиме инструмент для прогноза водопотребления в соответствие с погодными условиями, и предполагается его внедрение в широком масштабе на последующей фазе проекта. Анализ показывает, что на 9 из 10 пилотных участков, продуктивность земли и воды ощутимо улучшилась. На одном пилотном участке, расположенном на ЮФК, где фермер не следовал проектным рекомендациям, продуктивность снизилась. Более подробно результаты представлены в разделе 4 настоящего отчета. Большое количество женщин вовлекается в обсуждения по управлению  продуктивностью земли и воды и других проблем управления водными ресурсами в Ферганской долине. Так, например, приблизительно 60 женщин активно участвовали только в одном семинаре проекта по продуктивности воды, проведенном в АВП “Акбарабад” 15 сентября, 2003 года. На основе этих работ создана база для широкого внедрения консультативной службы для фермеров в Ферганской долине.

Восьмой результат – это достаточно четкое руководство и контроль деятельности проекта со стороны партнеров при постоянной координации SDC – начиная с 2003 года практически ежемесячно проходили координационные встречи менеджеров проекта и сотрудников SDC. На этих встречах в оперативном порядке разрешались проблемные вопросы по организации работ и, самое главное, находился консенсус в методиках и подходах к реализации тех или иных аспектов ИУВР. Проект уделял достаточно большое внимание периодическим публикациям материалов и распространению информации о деятельности проекта через СМИ. Проект по праву может записать в свой актив тот факт, что в результате широкой пропаганды проектом идеологии ИУВР, Правительство Узбекистана решило преобразовать управление водными ресурсами по гидрографическому принципу - решение Кабинета Министров Республики Узбекистана "По усовершенствованию управления в водном секторе ", № 320 от 21 июля 2003 года.

 
Вступительная фаза
Цели и задачи
Ожидаемые результаты
Достигнутые результаты
Вторая фаза
Цели и задачи
Ожидаемые результаты
Достигнутые результаты
Третья фаза
Цели и задачи
Ожидаемые результаты
Достигнутые результаты
Четвертая фаза
Цели и задачи
Ожидаемые результаты
Достигнутые результаты
Пятая фаза (промежуточная)
Цели и задачи
Ожидаемые результаты
Достигнутые результаты