Партнеры и бенефициарии    
         
   

Межгосударственная Координационная Водохозяйственная Комиссия (МКВК)

   
         
   
МКВК была создана в 1992г в целях защиты и регулирования рационального использования водных ресурсов. МКВК состоит из двух бассейновых организаций (БВО) «Амударья» и «Сырдарья» и Научно-Информационного Центра МКВК (НИЦ МКВК). В 1993г. МКВК была объявлена Главами Государств органом Международного Фонда Спасения Арала (МФСА). МКВК имеет постоянный Секретариат и собирается регулярно 4 раза в год.
   
         
  Научно-Информационный Центр МКВК (НИЦ МКВК)    
http://sic.icwc-aral.uz/
         
   
Хотя формально  НИЦ МКВК является органом МКВК, он представляет собой самостоятельную организацию. С самого начала НИЦ работает как научный и аналитический центр. НИЦ работает со многими национальными ведомствами Центральной Азии и имеет филиалы во всех странах региона. Центр установил прочные связи со многими международными организациями, такими как ICID, WWC, INBO, Techware, где Директор НИЦ МКВК является Вице Президентом, Управляющим, Членом Наблюдательного Комитета. НИЦ совместно с местным филиалом ГВП организовал Технический Консультативный Комитет для Центральной Азии и Кавказа (GWP CACENA), возглавляемое Заместителем Директора В.И Соколовым. Совместно с Grid Arendal и ECEE UN создается информационная сеть CAREWIB. Центр также тесно сотрудничает с такими научными организациями как IHE-UNESCO (Дельфт, Голландия), Лиссабонский Университет (Португалия), ILRI (Голландия), IWLI (Данди), сеть IPTRID, INPIP, Университет Макгил (Канада) и другими. Организованный в 2000г. при содействии CIDA Тренинговый Центр с филиалами в Ургенче, Оше и Душанбе проводит обширную тренинговую деятельность по обучению специалистов-водников и водопользователей – боле 1000 человек за 5 лет. Центр также сотрудничает или работает в ряде проектов по ирригации и дренажу, финансируемых донорами.
   
         
  Международный Институт Управления Водными Ресурсами (ИВМИ)    
http://www.iwmi.cgiar.org/
         
   

ИВМИ, основанный в Шри-Ланке и имеющий субрегиональный офис по Центральной Азии в Ташкенте, является одним из 15 институтов Консультативной Группы  Сельскохозяйственных исследований (CGIAR). Миссия ИВМИ заключается в улучшении управления земельными и водными ресурсами для производства продовольствия и защиты окружающей среды. ИВМИ является некоммерческой научно-исследовательской организацией, специализирующейся на устойчивом использовании земельных и водных ресурсов в сельском хозяйстве и потребностях в воде развивающихся стран. ИВМИ работает с партнерами в Южной Азии по разработке инструментов и методов в помощь странам региона в искоренении нищеты через более эффективное управление земельными и водными ресурсами. 

Целями ИВМИ являются:

(I) определять крупные проблемы в управлении водой и продовольственной безопасности, которые должны быть поняты и решены правительствами и политиками.

(II) Разрабатывать, апробировать и продвигать практику и инструменты управления,  которые могут быть использованы правительствами и институтами  для более эффективного управления водными и земельными ресурсами, а также для решения проблемы водного дефицита.

(III) Объяснять связь между бедностью и доступом к воде и помогать правительствам и научной общественности лучше понять специфические водные проблемы бедных слоев населения.

(IV) Помогать развивающимся странам в создании научного потенциала для решения проблем водного дефицита и продовольственной безопасности.

ИВМИ со штаб-квартирой в Коломбо, Шри-Ланка, выполняет проекты в 21 стране Азии и Африки. Он имеет представительства в Эфиопии, Гане, Непале, Узбекистане, Китае, Лаосе и других странах. ИВМИ использует междисциплинарный подход к исследованию управления водными ресурсами. Многие его исследования объединяют группы экспертов по экономике, агрономии, гидрологии, социологии  и управлению и ученых-медиков. Численность персонала составляет 100 человек  из 16 различных стран. ИВМИ является членом Группы Урожая Будущего (Future Harvest group) сельскохозяйственных и экологических научно-исследовательских центров. Он финансируется, в основном, правительствами, частными фондами, международными и региональными организациями, известными как Консультативная Группа по Международным Сельскохозяйственным Исследованиям (CGIAR).

Водохозяйственные организации

На национальном уровне три основных органа будут ведущими партнерами проекта:

- Киргизское Министерство Сельского Хозяйства, Водных Ресурсов и Перерабатывающей Промышленности;

- Таджикское Министерство Водных Ресурсов и Мелиорации

- Министерство Сельского и Водного Хозяйства Узбекистана.

Основными обязанностями этих организаций являются:

- управление и поддержка выполнения проекта в выбранных пилотных областях на национальном уровне;

- организация финансирования восстановления сети пилотных систем;

- продвижение нового организационного подхода проекта к преобразованию ВКК/УК в единую организацию на основе участия (Приложение 5).

- распространение результатов, полученных на пилотных системах, на уровень национальной политики через соответствующие организационные, правовые и управленческие мероприятия.

- продвижение консультационной службы за пределы сферы деятельности проекта.

На областном уровне существуют следующие управленческие  организации:

- Ошская бассейновая организация в Киргизстане

- Согдийская Государственная Ассоциация Управления Водой в Таджикистане

- Сох-Сырдарьинское БВО, Карадарья-Сырдарьинское БВО в Узбекистане.

Основными обязанностями этих организаций являются:

- поддержка выполнения проекта в выбранных пилотных областях;

- поддержка развития и укрепления АВП и расширения их сети на пилотной площади, использование нового управленческого подхода в АВП.

- поддержка проекта на государственном уровне;

- поддержка мер по водосбережению и повышению продуктивности земли и воды на пилотных площадях и в хозяйствах.

Для выполнения указанных обязательств эти организации назначат представителей, ответственных за соответствующие результаты, а также необходимый технический персонал. Один представитель будет назначен Исфайрам-Шахимарданским межрайонным управлением каналов.

Кроме того, три новые водохозяйственные организации будут участвовать в распределении воды, соответственно:

- по каналу Араван-Акбура в Киргизии

- по каналу Ходжабакирган в Таджикистане

- по Южно-Ферганскому каналу в Узбекистане.

Управления каналами ХБК в Таджикистане и СФК в Узбекистане  будет поддержано в создании АВП по всей командной территории.

Фермеры, Фермерские Ассоциации, АВП

Основными партнерами по созданию или укреплению существующих АВП будут:

- В Узбекистане: АВП “Aкбарабад” в Кувинском районе Ферганской области с общей орошаемой площадью 2820га вдоль Южно-Ферганского канала;

- В Таджикистане: АВП “Зарафшан” в Дж.Расуловском районе Согдийской области с общей орошаемой площадью 1050га вдоль канала Ходжибакирган;

- В Киргизстане: АВП “Жапалак” в Карасуйском районе Ошской области с общей орошаемой площадью 2012га  и АВП “Керме Тоо Акбурасы” с общей орошаемой площадью 2070га вдоль канала Араван-Акбура;

В качестве распространения опыта пилотных АВП ключевые партнеры создадут следующие АВП на пилотных площадях:

В Узбекистане: в Ташлашском районе - АВП “A.Навои”, “Шерматов”, “Заркент”, “Фергана”, “Эргашев”; в Ахунбабаевском районе - АВП “Пахтакор”, “Яссави”;в Кувинском районе – АВП “Бустон”, “Навруз”, “Обидов”, “Ахунбабаев”,

В Таджикистане: зона ХБК, АВП “Норбаев”

В Киргизстане: зона ААБК, существующие АВП “Жану-Арык” и “Мирза-Ажи”, “Керме Тоо Акбурсы”.

Кишлачные, районные и областные органы

Административные органы различных уровней (область, район, кишлак)  будут оказывать помощь проекту на пилотных площадях. Эта помощь усилит внедрение проектных рекомендаций.

 Сотрудничество с другими

Сотрудничество со многими партнерами, донорами, кредитными организациями и проектами в регионе будет важным  с точки зрения получения выгоды от положительного опыта, предотвращения дублирования и противоречий.

Будут осуществляться попытки заключить соглашение о сотрудничестве со следующими проектами:

- Всемирный Банк, «Ферганская долина – Проект интегрированного управления водными ресурсами» (Киргизстан/Таджикистан/Узбекистан);

- АБР,  Проект Реабилитации Сельского хозяйства (Таджикистан);

- SDC-Helvetas Проект консультационных услуг на селе в Киргизстане;

- проект SECO-IFC Модели Фермерской Собственности (FOMP) в Таджикистане;

- USAID, проект Поддержки АВП

 Возможности сотрудничества будут также развиваться с другими проектами, такими как:

- Всемирный Банк, проект Управления Внутрихозяйственным Орошением в Киргизстане;

- АБР, проект Восстановления Орошения Канала Аму-Занг в Узбекистане;

- АБР, проект Развития Ак Алтын в Узбекистане;

- Всемирный Банк, проект Улучшения Дренажа, Орошения и Ветландов в Южном Каракалпакстане;

- АБР-RETA, проект ИВМИ Поддержки Общества в Предотвращению Засоления Земель;

- Государственный Департамент США-НИЦ МКВК,  проект ИУВР в низовьях и дельтах Аральского бассейна;

- CIDA-МКВК,  проект Тренинга по Управлению Водными Ресурсами.

Проект извлечет пользу из опыта и внедрит системы и методики, разработанные и внедренные  в рамках различных проектов, если необходимо:

- проект EU-TACIS WARMAP (система управления водными ресурсами, информационная база данных по исследованию водопользования и внутрихозяйственного управления);

- программа EU Copernicus;

- проект GEF “Проект управления водой и окружающей средой”, в частности, компонент A1 (национальные и региональные исследования управления водой и солями) и компонент A2 (Участие в водосбережении с упором на уровне хозяйств, района и области);

- проект Всемирного Банка “Улучшение хлопкового сектора” с подкомпонентом управления орошением.